Определения

Сборный груз – очень удобный способ перевозок небольших партий, позволяющий сократить расходы на транспортировку. Однако многие грузовладельцы не знают, как правильно использовать этот тип перевозки, чтобы добиться существенной экономии. Проанализируем особенности работы со сборными грузами.

Клиент одной из экспедиторских фирм заказал перевозку сборного груза. В процессе переговоров выяснилось, что перевезти надо упакованные принтеры и картриджи – груз общим весом 20 т. То есть именно столько, сколько помещается в одну фуру. На вопрос, почему этот груз назван сборным, заказчик ответил: ведь принтеры и картриджи собираются. Это, конечно, случай анекдотичный, но он в какой-то степени характеризует отношение грузовладельцев к данному виду перевозки.

Под понятием «сборный груз» обычно могут подразумевать несколько вариантов транспортировки. Первый вариант: перевозка разнородного груза одного получателя одним транспортным средством. Второй вариант: забор груза для одного получателя в нескольких местах погрузки одним транспортным средством. Третий вариант: отправка грузов нескольких грузоотправителей для нескольких грузополучателей одним транспортным средством в одном направлении.

Перевозка разнородного груза, предназначенного для одного получателя и загруженного в одном месте в одно транспортное средство, под понятие сборного груза на самом деле не подпадает и не представляет никаких затруднений. Как погрузка, так и оформление документов в этом случае предельно просты – пришла машина, ее загрузили, оформили необходимые документы на одного получателя, отправили груз. Конечно, груза в машине должно быть достаточно, чтобы эта перевозка была рентабельной.

Забор груза для одного получателя в нескольких местах погрузки также сборным грузом не является. Несмотря на относительную экономичность такой перевозки для заказчика, этот вариант возможен только при условии, что груз действительно готов к оговоренному сроку. Что может произойти, если он не готов, покажет пример из практики. Одна машина, собирая грузы, изготовленные на разных фабриках под заказ для одного конечного получателя, начала движение из Испании через Италию, Францию, Германию в Россию. Задача была такова: погрузка в Испании 15 числа месяца, в Италии – 20-го, во Франции – 25-го, в Германии – 29-го. Сроки были определены реальные, в случае движения без простоев машина вполне успевала в каждое из мест загрузки. Однако в процессе перевозки выяснилось, что несмотря на все согласования, фабрика в Италии будет готова отгрузить товар не раньше 25-го вместо оговоренного 20-го числа. Таким образом, встал вопрос – ждать или не ждать? При задержке погрузки хотя бы на одни сутки увеличивается транзитное время доставки груза и затраты на перевозку (оплата простоя машины). В итоге груз из Италии пришлось доставлять отдельно, из-за чего не уложились в заявленную сумму на транспортировку.

Кроме того, вес груза в каждом последующем месте загрузки может не позволить штабелировать груз в поступательном порядке. В первом пункте груз может быть легким, а во втором – тяжелым. В таком случае первый груз нужно будет выгружать, чтобы под него поместить более тяжелый. Общим для первого и второго вариантов является то, что весь груз принадлежит одному получателю и полный фрахт транспортного средства оплачивает один заказчик данной перевозки.

Допустим, необходимо срочно отправить небольшое количество груза или, чтобы заполнить целую машину, груз надо ждать, а времени на ожидание нет. Известно, что еврофура грузоподъемностью 20 т вмещает 32 (33) европаллеты стандартного размера 1,2 x 0,8 м. Если поделить цену фрахта на количество паллет, узнаем стоимость перевозки одной стандартной паллеты. Таким образом, если теоретически фрахт полной фуры стоит 3300 евро, то перевозка двух паллет обойдется в 220 евро. Оплачивать полный фрахт ради одной-двух паллет по меньшей мере расточительно.

Но размер паллет может быть 1,5 x 2 м, высотой 1,3 м (при этом сверху на паллеты ставить ничего нельзя). Или у грузоотправителя пять нестандартных паллет и кроме них – незапаллеченные рулоны, бочки разной высоты, несколько мешков и длинномерных упаковок, например с подоконниками для окон. А забрать все эти вещи надо из разных мест, в 20-тонную фуру. Стоимость перевозки одной единицы груза в этих случаях возрастает в разы. Значит, надо найти попутчиков – грузоотправителей, поделив с ними затраты на доставку. В итоге получится, что в одной машине будут находиться грузы, принадлежащие нескольким грузоотправителям, а следовать транспортное средство будет в одном направлении к нескольким грузополучателям. Вот это и есть третий вариант – сборный груз. Разберем работу с ним по этапам.

Для того чтобы доставить грузы разных грузополучателей в точку В, необходимо сначала собрать их в точке А. Наличие такой точки и постоянный грузопоток из нее позволяет создать линию по перевозке сборных грузов, или так называемую сборную линию. Загружать фуру «с колес» (прямо из подвозящих пикапов) неудобно по вышеперечисленным причинам – груза может быть недостаточно либо груз может быть разным по размерам, весу и т. д. Проще всего сначала все эти грузы собрать на консолидационном складе, который и будет отправной точкой линии.

Доставку груза до склада может осуществлять как сам клиент (если у него есть, например, свой собственный транспорт), так и компания, являющаяся владельцем склада (как правило, данная услуга у консолидационных складов всегда есть) или любая транспортная компания, у которой есть договор со складом или с клиентом. Затем, по мере заполнения склада или в зависимости от графика выхода транспорта, груз распределяют к погрузке.

Если требуется перевозить нестандартные паллеты, то лучше прибегнуть к услугам линии, так как на консолидационном складе наверняка найдется груз таких размеров, который можно будет добавить, чтобы не «возить воздух». И цену фрахта автомашины в этом случае возможно пропорционально разделить между всеми участниками-грузовладельцами. При такой схеме особенно важны габариты, вес, объем и возможность штабелирования груза.

Чаще всего распределение груза в машине напоминает игру в тетрис, где решающее значение может иметь любой из параметров груза. Общий вес груза в транспортном средстве не должен превышать максимально разрешенной загрузки. Эта величина не зависит ни от размера автомобиля, ни от объема груза. Например, автомашина объемом 120 м3 имеет ограничения по весу 20 т. Если погрузить в нее груз весом 15 т, объемом всего 10 м3, то добавить к нему можно будет лишь оставшиеся 5 т веса, но не 110 м3 объема. Если же груз объемный, то его вес имеет второстепенное значение.

Вопросы и Ответы:

Да, конечно. Мы консультируем клиентов по выбору оптимальной схемы доставки и снижению затрат на транспорт, а также по вопросам заключения контрактов и перевозки грузов.